Мерошов (Mieroszow 50N40.500 016E12.300)
Старт находтися вблизи поселка Мерошов на горе Жатки, которая входит в массив Каменные горы.
Высота старта по отношению к посадке: приблизительно 50 метров, хотя на официальном сайте указано 30. Вблизи находится парапланерная школа, единственная в Польше, которая имеет все требуемые сертификаты на обучение дельтапранеризму. Для этого на горке есть стартовый трамплин (в фильме не виден-завалило ветром на тот момент) и лебедка. Поле также используется в качестве спортивного аэродрома.
Это единственный старт под южный ветровой сектор, поэтому если в высоких горах ветер или сильный или не тот, все съезжаются на Мирошов. Все - это местные польские и чешские пилоты в радиусе километров 100. От Мирошова до чешской границы приблизительно один километр.
Как сказал мой знакомый из местных, но проживающий в Швеции (с опытом полетов в этих горах ну лет 20 наверно), сегодня будет судный день – здесь будут все, и лучшие пилоты и те, кто летать не умеет вообще. Правила расхождения в воздухе никто не соблюдает, поэтому не расчитывай, что тебе уступят, даже если и должны были бы. Вон видишь стоит в белом шлеме, это «прокуратор». Этот никогда не уступит вплоть до реального столкновения. У него таких столкновений было несколько. Последнее – с пилотом из Варшавы (не местным) который увлекся съемкой и не уступил прокуратору, подлетающему справа. С земли это увидели и кричали чтоб отвернул, но он пошел на таран. На вопрос зачем он это делает, ответ был - а вот я такой (наверно в смысле вот такое я Г). С этим челом уже давно никто руки не подает и не здоровается. (в 3м полете был момент, когда прокуратор парил на меня слева, но на удивление отвернул сразу после того, когда я громко каркнул!) В воздухе ты можешь быть атакован ястребом, они здесь атакуют, а при приземлении смотри под ноги и не сядь на змею, они есть на этом поле.
В заключение знакомый добавил, что на деревьях тут висели ВСЕ и не один раз! Деревья здесь очень высокие, поэтому до земли может быть с добрый десяток метров. Вобщем волноваться не надо – репутацию ты этим не испортишь, а служба спасения тебя снимит бесплатно. Только за снятие параплана нужно будет неофициально заплатить.
После таких инструкций я оптимистически подумал что:
- Если ты повис на деревьях, не спеши вниз, ведь пока ты в воздухе – полет продолжается и может он будет самым долгим в твоей летной карьере! Как здорово что нет худа без добра...
Пилоты!
Отличительная черта, что и стар и млад имеют в основном от 2-ки и выше! Мой знакомый сказал, что у него все крылья были только 2-3! Первое крыло, если отпускал брейки – переставало лететь и сдувалось, а подвеску, с которой можно было просто выпасть не рискнул тестировать даже чешский инструктор с маленькой горки! Народные приметы: если чехи не летают, значит что-то очень не так и поляки тогда тоже не летают! Потому что чехи летают на прототипах и метлах даже тогда, когда все компетишены сидят и ждут.
Многие пилоты, следуя инструкциям волхвов, очень передерживают крылья во время старта, пытаясь их выставить согласно какого-то критерия типа ОК. Работа эта не легкая и многоразовая в виду чувтсвительности двоек и выше. Это как правило требует нескольких стартов на один удачный взлет. Я привык к технике – поднял крыло, развернулся и вперед при максимальной загрузке весом. Шведские инструктора тоже так стартуют – типа «сопли не жуют». Правда и там были поклонники именно такого старта и получалось у них очень даже хорошо.
Специфика стартов:
В связи с плохой погодой удалось побывать на 3 стартах: Мирошов, Дзиковец и Андреевка. Техника на этих 3 стартах довольно общая, но хуже всех Андреевка.
Это небольшая залысина на верхушки годы, покрытой сплошным лесом. Впереди тоже лес, который в безветрие не перелетаем (чисто баллистически), а это значит, что знать, где посадка на поле за лесом необязательно, зачем, если туда не долететь.
Когда есть правильный ветер, нужно сразу после отрыва отворачивать на 90 вправо, опять на те же деревья. Там должно поднять и полетишь дальше...
На Дзиковце тоже самое – или вправо или влево. Хотя это лыжный спуск с работающими подъемниками и высотой 200м + все видно. Но тоже, с одной стороны подъемник, с другой столбы освещения – довольно узко. Подножье горы видно как на ладони, но садиться там низзя.
Мирошов:
Старт выглядит как треугольник, по которому постоянно сходят дежурные термики и создаются динамические зоны парения над кромкой леса. Наверно по законам Бернулли о «течении жидкостей и газов» потоки там ускоряются и «натекают» на лес создавая динамик. Он в принципе создается даже над самой горкой и можно летать в динамике от кромки до кромки.
Принцип старта прост: подкарауливаешь ветер, взлетаешь и сразу же идешь на деревья, прижимаешся к ним и если подносит далее, залетаешь на деревья с набором высоты. Потом как в обычном динамике добираешь высоту галсами.
Второй вариант – это дождаться схода термика с стартовать с ним. Местные очень четко это определяют по листьям на кустах с стартуют с набором высоты с нуля – это смотрится очень хорошо.
Целую ночь сшивал видео, но зато теперь его можно посмотреть.
Первый старт в безветрие – просто надоело ждать на горе и нужно было разрядиться хоть чем-то. 1я часть съемка со стороны, вторая тот же полет, только с нашлемной камеры. Хорошо видно, как это место выглядит.
Второй старт (те же 2 съемки) в принципе в средний ветер с удачным заходом в динамик – это по главной теме.
Хочу также отметить, что из-за проблемы «сесть сразу в подвеску» драгоценные первые секунды уходили не на пилотирование а на усаживание, поэтому подход к лесу в динамик был всегда несколько запоздалым и менее эффективным, что имеет значение при серийных стартах – следующий пилот даст тебе шанс набрать высоту на первом галсе. Потом он стартует и ты будешь вынужден дать ему дорогу, если нет высоты.
Но как бы там не было, для меня данная методика использования «подъемных ресурсов природы» и удивила и впечатлила. Вот видео, судите сами!
https://vimeo.com/46344940
А вот ссылка на Карканошский клуб в Польше. Наверно самый большой.
Хорошо описаны места полетов на английском. Клуб нахдится в городке Ковары вблизи гор Карконошского хребта. Самый высокий старт - гора Снежка, 1200м над ур. моря.
http://www.kkp.paragliding.pl/ANG/oklubie.php